Композиции и рисунки.

Как правильно, профессионально научиться рисовать.

Организация рабочего места.

При выполнении заданий нужно иметь все необходимые материалы и инструменты. Лист бумаги прикрепляется к планшету. Планшет устанавливается в наклонном положении (на мольберт). Освещение должно быть верхним и левым. Лист бумаги нужно располагать на на расстоянии вытянутой руки от рисующего. Электрический свет должен давать четкую светотень и выявлять объемную форму.

Материалы и инструменты.

Рисунки выполняются простым графитным карандашом мягкости ТМ, М, 2М, на плотной зернистой бумаге (для цветной композиции краски и кисточку). Рисующий должен иметь кнопки, мягкую стиральную резинку, разрезанную по диагонали, для четкого стирания.

Оформление работ.

Рисунок должен быть разборчиво подписан автором в одном из углов листа. Подпись делать только карандашом. В ней необходимо указать фамилию и инициалы рисующего. Выделять рамками не нужно.

План выполнения рисунков.

Рисунок с натуры необходимо выполнять в строгой методической последовательности, которую можно свести к следующим этапам:

1. Выбор наиболее выгодной точки зрения на предмет.

2. Визуальный (на глаз) набросок общей формы предмета.

3. Определение основных членений формы и местоположения деталей с помощью вспомогательных линий - засечек.

4. Легкая прокладка пятен теней с усилением их на границах со светом.

5. Усиление контрастности теней с разбором их тональных отношений.

6. Разборка полутонов.

7. Тщательная проработка деталей тоном.

8. Тональное обобщение рисунка.

Для успешного выполнения  работы рисующий должен придерживаться следующих правил.

Точка зрения на предмет выбирается так, чтобы ясно читалась его форма. Первоначальный набросок делать только "на глаз", без измерений. В наброске найти:

1) Выразительное композиционное размещение рисунка на листе (изображение не должно быть мелким или слишком крупным, смещенным в сторону);

2) Пропорции больших масс предмета и его внешние очертания.

Построение рисунка вести не спеша, тщательно, с многократной проверкой и уточнением сделанного. Постоянно следить за общим состоянием рисунка, своевременно находить и устранять ошибки и неточности, строго  выверять каждую линию. К разработке светотени приступать после точного линейного построения формы. Можно строить рисунок и светотеневым пятном. Особо внимательно, в первую очередь разрабатывать границы света и теней, что позволит выявить объем изображаемой модели. Пятна теней наносятся  вначале легко и прозрачно, затем постепенно усиливаются по тону. Собственные тени на округлых объемах имеют мягкие границы,  плавно переходящие в полутона, а резко преломляющиеся грани дают острую светотеневую границу. Падающие, т.е. отбрасываемые предметом, тени при электрическом, а также солнечном свете всегда имеют четкие и конкретные очертания. При разработке светотени учитывать закон контраста: рядом со светлым темное воспринимается еще более темным. Необходимо внимательно наблюдать и строго передавать тональные отношения. Чем шире шкала тональных градаций в рисунке, тем выше его  качество. В тенях обязательно выявить рефлексы - воздействия отраженного света. Рефлексы всегда темнее освещенных поверхностей и даже полутонов.

Законченное изображение должно быть контрастным, но не черным, прозрачным, ног и не серым.

Фон не должен заполнять всю поверхность листа, а наноситься частично, рядом с освещенными участками изображаемого предмета. Пятна фона следует разрабатывать очень мягко, с плавными растяжками тональностей. Фон наносится в том случае, если он содействует передаче пространственно-световой среды. Рисунок головы лучше выполнять без фона. Фон обязателен в рисунке натюрморта.

Следует избегать резкого оконтуривания изображения. Линия в рисунке должна быть жесткой, сухой и однообразной, как на чертеже. Строгость ее должна сочетаться с мягкостью и пластичностью. Линия - это первый штрих более темной поверхности. В самом начале тонального решения рисунка она должна слиться с этой поверхностью.

Овладение профессиональными приемами рисования требует систематической работы. Помимо выполнения длительных рисунков, предусмотренных программой, учащимся рекомендуется возможно чаще, лучше ежедневно, делать наброски. Кратковременные зарисовки - эффективный способ развития глазомера, остроты восприятия и уверенности руки рисовальщика. В наброске нужно стремиться к передаче пропорций и характера изображаемой формы без проработки деталей. Моделями для наброска могут служить все предметы окружающей нас среды и человек (голова фигура).

Важнейшие требования композиции - интересный замысел и выразительное его воплощение, стилевое единство изображаемого, гармоническая соразмерность элементов и целого, продуманная ритмическая организация формы, ее эстетическая выразительность.

Эскизный поиск композиции вести с учетом формата, который может быть как вертикальным, так и горизонтальным, в зависимости от замысла автора. Лучше сделать несколько эскизных вариантов композиции и остановиться на лучшем из них.

"Некоторые описания взяты из методических указаний для учащихся на подготовительных курсах в Уральской Государственной Архитектурно-Художественной Академии".

 

На главную

© 2006  Хабибуллин Т. М.                          Написать письмо  

 Rambler's Top100

Hosted by uCoz